Литературная страничка

или о том, как мы расслабляемся!

Модератор: доктор

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Вс май 06, 2018 07:19

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Митрополит Феогност, к которому отправились они пешком в Москву, благословил и послал священников с антиминсом и мощами мучеников - церковь освятили.
Братья продолжали жить на своей Маковице. Но жизнь их не совсем ладилась. Младший оказался крепче и духовней старшего. Стефану пришлось трудно. Может быть, он и вообще пошёл в монахи под влиянием смерти жены. Возможно (и почти наверно), у него характер тяжкий. Как бы то ни было, Стефан не выдержал суровой и действительно "пустынной" жизни. Ведь уединение полнейшее! Едва достать необходимейшее. Пили воду, ели хлеб, который приносил им временами, вероятно, Пётр. Даже пройти к ним нелегко - дорог и тропинок не было.
И Стефан ушёл. В Москву, в Богоявленский монастырь, где жили легче. Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг.

ОТШЕЛЬНИК

Недалеко от пустыни жил игумен-старец Митрофан, которого Варфоломей, по-видимому, знал и ранее. В летописи есть упоминание, "на обедню призываша некого чюжого попа суща саном или игумена старца, и веляше творити литургию". Возможно, именно игумен Митрофан приходил к нему для этого. Однажды он попросил игумена пожить с ним в келии некоторое время. Тот остался. И тогда отшельник открыл желание свой стать иноком. Просил о пострижении.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Чт май 10, 2018 10:45

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОТШЕЛЬНИК

Игумен Митрофан 7 октября постриг юношу. В этот днеь Церковь празднует свв. Сергия и Вакха, и Вафоломей в монашестве стал Сергием - воспринял имя, под которым перешёл в историю.
Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Святых Таин. Затем остался на неделю в келии, каждый день совершал литургию. Сергий же семь дней на выходя на провёл в "церквице" молился, ничего не "вкушал", корме просфоры, которую давал Митрофаню Всегда такой трудолюбивый, теперь Сергий, чтобы не развлечься, прекратил всякое "поделие". С его уст не сходили псалмы и песни духовные. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословение на жизнь пустынную.
- Ты уже уходишь и оставляешь меня одиноким. Давно я желал уединиться и всегда просил о том Господа, вспоминая слова пророка: "се удалихся бегая, и водворихся в пустыне". Благослови же меня, смиренного, и помолись о моём уединении.
Игумен поддержал его и успокоил сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Вт май 15, 2018 04:28

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОТШЕЛЬНИК

Можно думать, что это труднейшее для него время. Тысячелетний опыт монашества установил, что тяжелее всего внутренне первые месяцы пустынника. Нелегко усваивается аскетизм.Существует целая наука духовного самовоспитания, стратегия борьбы за организованность человеческой души, за выведение её из пестроты и суетности в строгий канон. Аскетический подвиг - выглаживание, выпрямление души к единой вертикали. В таком облике она легчайше и любовнейшее соединяется с Первоначалом, ток Божественного беспрепятственно бежит по ней. Говорят о теплопроводности физических тел. Почему не назвать духопроводностью то качество души, которое даёт ощущать Бога, связывает с Ним. Кроме избранничества, благодати, здесь культура, дисциплина. Видимо, даже натуры, как у Сергия, ранее подготовленные, не так скоро входят в русло и испытывают потрясения глубокие. Их называют искушениями.
Если человек так остро напрягается вверх, так подчиняет пестроту свою линии Бога, он подвержен и отливам, и упадку, утомлению. Бог есть сила, дьявол - слабость. Бог - выпуклое, дьявол - вогнутое. У аскетов, не нашедших ещё меры, за высокими подъёмами идут падения, тоска, отчаяние. Ослабевшее воображение впадает в вогнутость. Простое, жизненно-приятное кажется обольстительным. Духовный идеал - недостижимым. Борьба - безнадёжной. Мир, богатство, слава, женщина... и для усталого миражи возникают.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Чт май 24, 2018 01:22

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОТШЕЛЬНИК

Отшельники прошли через это всё. Святой Василий Великий, вождь монашества, оставил наставление пустынникам в борьбе со слабостями.Это - непрерывное тренированье духа: чтение слова Божия и житий святых, ежевечернее размышление о своих мыслях и желаниях за день (examen de conscience католиков), мысли о смерти, пост, молитва, воспитание в себечувства,что Бог непрерывно за тобою смотрит, и т.д.
Святой Сергий знал и пользовался наставлениями кесарийского епископа, но всё же подвергался страшным и мучительным видениям. Жизнеописатель говорит об этом. Возникали перед ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу Преподобного, когда в "церквице" своей он "пел утреню", через стену вдруг вошёл сам сатана, с ним целый "полк бесовский". Бесы были все в остроконечных шапках, на манер литовцев*. Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился ("Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его".) Бесы исчезли.
В другой раз келия наполнилась змеями - даже пол они закрыли. Снаружи раздался шум, и "бесовские полчища" как будто пронеслись по лесу. Он услышал крики" "Уходи же, прочь! Зачем пришёл ты в эту глушь лесную, что хочешь найти тут? Нет, не надейся долее здесь жить: тебе и часа тут не провести; видишь, место пустое и непрходимое: как не боишься умереть здесь с голоду или погибнуть от рук душегубцев-разбойников?"
---------------------------
" Бесы были все в остроконечных шапках на манер литовцев". - Трудно представить себе, чтобы сейчас литовец мог пугать кого-нибудь под Москвою. Но в XIV веке было по-другому. Не раз литовцы наступали на Москву, разоряли и жестоко грабили целую область. Ольгерд водил их к самой Москве, (в 1368г. и в 1370г.). Дмитрий Донской, победитель Мамая, должен был отсиживаться за московскими стенами перед литовским князем!
Простонародье ненавидело и боялось литовцев не меньше татар. Преподобный Сергий много, вероятно, о них слышал, если даже в кротком уединении бесы примерещились ему в облике литовцев.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Пн май 28, 2018 03:47

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОТШЕЛЬНИК

Видимо, более всего подвергался Сергий искушению страхом, на древнем, мило-наивном языке: "страхованием". Будто слабость, куда он впадал, брошенный братом, была: сомнение и неуверенность, чувство тоски и одиночества. Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келии? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив и он "боголюбив". Прохладный и прозрачный дух. И с ним Божественная помощь как отзыв на тяготенье. Он одолевает.
Другие искушения пустынников как будто миновали его вовсе. Святой Антоний в Фивиаде мучился томленьем сладострастия, соблазном "яств и питий". Александрия, роскошь, зной Египта и кровь юга мало общего имеют с Фиваидой северной. Сергий был всегда умерен, прост и сдержан, не видал роскоши, распущенности, "прелести мира". Святитель-плотник радонежский ограждён от многого суровою своей страной и чинным детством. Надо думать, что вообще пустынный искус был для него легче, чем давался он другим. Быть может, защищало и природное спокойствие, ненадломленность, неэкстатичность. В нём решительно ничего нет болезненного.
Полный дух Святой Троицы вёл его суховатым, одиноко-чистым путём среди благоухания сосен и елей Радонежа.
Так прожил он в полном одиночестве некоторое время. Епифаний не ручается за точность. Просто и прелестно говорит он: "пребывшу ему в пустыни единому единствовавшу или две лете, или боле или меньши, Бог весть". Внешних событий никаких. Духовный рост и созревание, новый закал перед новою, не менее святой, но усложнённой жизнью главы монастыря и дальше - старца, к голосу которого будет прислушиваться Русь.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Сб июн 02, 2018 08:48

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОТШЕЛЬНИК

Быть может, посещенья редкие и литургии в "церквице". Молитвы, труд над грядкою капусты и жизнь леса вокруг: он не проповедовал, как Франциск, птицам и не обращал волка из Губбио, но, по Никоновской летописи, был у него друг лесной. Сергий увидел раз у келии огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принёс из келии краюшку хлеба, подал - с детских ведь лет был, как родители, "странноприимен". Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.
Но сколько ни одинок был Преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудности жизни, на лишения, с ней связанные. Жив ещё был для него пример Стефана. Всё-таки уступил. И принял нескольких: немолодого, с верховьев реки Дубны, Василия Сухого; земледельца Якова, братия называла его Якута, он служил вроде рассыльного. Впрочем, посылали его редко, в крайности: старались обходиться во всём сами. Упоминаются ещё : Онисим, дьякон, и Елисей, отец и сын, земляки Сергия из Ростовской земли, Сильвестр Обнорский, Мефодий Пешношский, Андроник.
Построили двенадцать келий. Обнесли их тыном для защиты от зверей. Онисима, чья келия находилась у ворот, Сергий поставил вратарём. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Ср июн 06, 2018 07:20

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОТШЕЛЬНИК

Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всём пример. Сам рубил келии, таскал брёвна, носил воду в двух водоноса на гору, молол ручными жерновами, пёк хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь, был, по Епифанию, для всех "как купленный раб". И, наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), был очень крепок, "имел силу противу двух человек".
Был первым и на службах. Службы начинались в полночь (полунощница), затем шли утреня, третий, шестой и девятый час. Вечером - вечерня. В промежутках частые "молебные пения" и молитвы в келиях, работы в огородах,шитьё одежды, переписыванье книг и даже иконописание. Литургию служить приглашали священника из соседнего села, приходил и Митрофан, постригший в своё время Сергия. Позже он тоже вошёл в состав братии - был первым игуменом. Но прожил недолго, вскоре умер.
Так из уединённого пустынника, молитвенника, созерцатели вырастал в Сергии и деятель.
Игуменом он ещё не был и священства не имел. Но это уже настоятель малой общины, апостольской по числу келий, апостольской по духу первохристианской простоты и бедности и по роли исторической, какую надлежало ей сыграть в распространении монашества.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Пн июн 11, 2018 04:55

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ИГУМЕН

Так шли годы. Община жила жила неоспоримо под началом Сергия. Он вёл линию ясную, хоть и не такую суровую и менее формалистическую, чем, например, Феодосий Киево-Печерский, ставивший подчинение себе основой. Феодосий требовал точнейшего исполнения приказаний. Но Феодосий, не снимавший власяницы, выставлявший себя на съеденье комарам и мошкам, был и в аскетическом подвиге страстнее - это опять иной облик. Жизненное же и устроительное дело Сергия делалось почти само собой, без видимого напора. Иногда же, как в истории с игуменством, как будто даже против его воли.
Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.
- Желание игуменства, - говорил, - есть начало и корень властолюбия.
Но братия настаивала. Несколько раз "приступали" к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию. (До сих пор приходилось приглашать священника со стороны. А в древних монастырях обычно игумен был и священником.)
Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное своё чувство меры, уступил, но тоже относительно.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Ср июн 20, 2018 06:28

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ИГУМЕН

- Желаю, - сказал, - лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!
И он решил не прекословить - перенести дело на усмотрение церковной власти.
Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшинами из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переяславль-Залесский.
Явился он к святителю рано утром, перед литургией, пал на колена и просил благословения. В век, когда святые ходили пешком и когда к Лавре вряд ли и проезжая была дорога, когда к епископу, наверное, обращались без доклада, мало удивляет, что епископ спросил скромного монаха, запылённого, в грязи, кто он.
Всё же имя Сергия было ему известно. Он без колебаний повелел принять игуменство. Сергий уже не мог отказываться. Всё произошло просто, в духе того времени. Афанасий со своими священнослужителями тотчас пошёл в церковь, облачился, велел Сергию вслух произнести Символ веры и, осенив крестом, поставил в иподиакона . За литургией Сергий был возведён в иеродиакона. Священство получил на другой день. И ещё на следующий сам служил литургию, первый раз в жизни. Когда она окончилась, епископ Афанасий произнёс над ним молитвы, полагающие во игумена. Затем, после беседы в келии, отпустил.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Ср июн 27, 2018 16:30

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ИГУМЕН

И Сергий возвратился, с ясным поручением от Церкви - воспитывать, вести пустынную свою семью. Он этим занялся. Но собственную жизнь в игуменстве не изменил нисколько: так же продолжал быть "купленным рабом" для братии. Сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу.
В пятидесятых годах к нему пришёл архимандрит Симон из Смоленской области, прослышав о его святой жизни. Симон первый принёс в монастырь и средства. Они позволили построить новую, более обширную церковь Святой Троицы.
С этих пор стало расти число послушников. Келии принялись ставить в некотором порядке. Деятельность Сергия ширилась. Был введён богослужебный устав Феодора Студита, тот же, что и некогда в Киево-Печерской Лавре.
Сергий постригал не сразу. Наблюдал, изучал пристально душевное развитие прибывшего. "Прикажет, - говорит Епифаний, - одеть пришельца в длинную свитку из грубого, чёрного сукна и велит проходить какое-нибудь послушание вместе с прочими братиями, пока тот не навыкнет всему уставу монастырскому; потом облечёт его в одежду монашескую и только после испытания пострижёт уже в мантию и даст клобук. А когда видел, что который-либо инок опытен уже в духовном подвиге, того удостоивал и святой схимы".
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Сб июн 30, 2018 07:24

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ИГУМЕН

Несмотря на постройку новой церкви, на увеличение числа монахов, монастырь всё строг и беден. Тип его ещё "особножитный". Каждый существует собственными силами, нет общей трапезы, кладовых, амбаров. Несомненно, кое-что из собственности появилось - например, у архимандрита Симона, у Пересвета и др. До времени Сергий не запрещал этого. Но за духовной жизнью братии наблюдал пристально и вёл её. Во-первых, был духовником - ему исповедовались. Он определял меру послушания сообразно силам и способностям каждого.
Это - внутреннее его общение. Но следил и за внешней дисциплиной. Было положено, что у себя в келии инок проводит время или за молитвой, или за размышлением о своих грехах, проверкой поведения, или за чтением священных книг, переписыванием их, иконописью - но никак не в разговорах.
По вечерам, иногда даже ночью, окончив молитвы, Преподобный обходил келии и заглядывал в "волоковые" оконца. ("Волоковое" оконце - окно, оконце или проём с волоком - задвижными изнутри ставнем.) Если заставал монахов вместе, то стучал им палкою в окошко, а наутро звал к себе, "увещевал". Действовал спокойное и не задевая, более всего стараясь убедить. Но иногда налагал и епитимии. Вообще же, видимо, обладал даром поддерживать благообразный и высокий дух просто обаянием облика.

P.S. ЕПИТИМЬЯ (эпитимия) (от греческого epitimion - наказание), в христианстве исполнение исповедавшимися по назначению духовника в качестве нравственно-исправительной меры продолжительные молитвы, милостыни, усиленного поста, паломничества и др.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/17758
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Чт июл 05, 2018 23:25

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ИГУМЕН

Вероятно, как игумен, он внушал не страх, а то чувство поклонения, внутреннего уважения, при котором тяжело осознавать себя неправым рядом с праведником.
Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным и в игумене. По известному завету апостола Павла, он требовал от иноков труда и запрещал им выходить за подаянием. В этом резкое отличие от святого Франциска. Блаженный из Ассизи не чувствовал под собой земли. Всю недлинную свою жизнь он летел, в светлом экстазе, над землёй, но летел "в люди", с проповедью апостольской и Христовой, ближе всех подходя к образу самого Христа. Поэтому и не мог, в сущности, ничего на земле учредить (учредили за него другие). И труд, то трудолюбие, которое есть корень прикрепления, для него не существенны.
Напротив, Сергий не был проповедником, ни он и ни его ученики не странствовали по великорусской Умбрии с пламенною речью и с кружкою для подаяний. Пятьдесят лет он спокойно провёл в глубине лесов, уча самим собою, "тихим деланием", но не прямым миссионерством. И в этом "делании" - наряду с дисциплиною душевной - огромную роль играл тот чёрный труд, без которого погиб бы он и сам, и монастырь его. Святой Сергий, православный глубочайшим образом, насаждал в некотором смысле западную культуру (труд, порядок, дисциплину) в радонежских лесах, а святой Франциск, родившись в стране преизбыточной культуры, как бы на неё восстал.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Чт июл 12, 2018 09:52

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ИГУМЕН

Итак, Сергиева обитель продолжала быть беднейшей. Часто не хватало и необходимого: вина для совершения литургии, воска для свечей, масла лампадного, для переписывания книг не только что пергамента, но и простой харатьи. ("Харатья", хартия (латинского charta), стар. - папирус, пергамент - всё, на чём встарь писали, и самая рукопись). Литургию иногда откладывали. Вместо свечей - лучины. Образ северный, быт древний, но почти до нас дошедший: русская изба с лучиной с детства нам знакома и в тяжёлые недавние годы вновь ожила. Но в Сергиевой пустыни при треске, копоти лучин читали, пели книги высшей святости в окружении той святой бедности, что не отринул бы и сам Франциск. Книги переписывали на берестах - этого, конечно, уже не знал никто в Италии блаженно-светлой. В Лавре сохранились до сих пор бедные деревянные чаша и дискос, служившие при литургии, и фелонь Преподобного - из грубой крашенины с синими крестами. Питались очень дурно. нередко не было ни горсти муки, ни хлеба, ни соли. не говоря уже о приправах - масле и т. п.
Следующие два рассказа изображают материальное положение монастыря и роль игумена - верно, немыслимую для Запада.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Пн июл 16, 2018 06:13

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ИГУМЕН

В одну из затруднительных полос Преподобный Сергий, проголодав три дня, взял топор и пошёл в келию к некоему Даниилу:
- Старче, я слышал, что ты хочешь пристроить себе сени к келии. Поручи мне эту работу, чтобы руки мои не были без дела.
- Правда, - отвечал Даниил, - мне бы очень хотелось построить их; у меня всё уже и для работы изготовлено, и вот поджидаю плотника из деревни.А тебе как поручить это дело? Пожалуй, запросишь с меня дорого.
- Эта работа недорого тебе обойдётся, - сказал ему Сергий, - мне вот хочется гнилого хлеба, а он у тебя есть; больше этого с тебя не потребую.Разве ты не знаешь, что я умею работать не хуже плотника? Зачем же тебе звать другого плотника?
Тогда Даниил вынес ему решето с кусками гнилого хлеба ("изнесе ему решето хлебов гнилых посмагов"), которого сам не мог есть, и сказал: вот, если хочешь, возьми всё, что тут есть, а больше не взыщи.
- Хорошо, этого довольно для меня; побереги же до девятого часа: я не беру платы прежде работы.

P.S. Основной пищей бедного люда служили сухари из ржаной муки - "посмаги" (от "посмаг" - смуглый, чёрный,закопчённый,пригорелый). https://books.google.ru
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Ср июл 25, 2018 03:55

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ИГУМЕН

И крепко подтянув себя поясом, принялся за работу. До позднего вечера пилил, тесал, долбил столбы и окончил постройку. Старец Даниил снова вынес ему гнилые куски хлеба как условленную плату за труд целого дня. Только тогда Сергий поел.
Итак, игумен, духовник и водитель душ в личном своём деле оказывался последним, чуть что действительно не "купленным рабом". Старец Даниил начинает с того, что опасается, как бы Преподобный Сергий не "взял слишком дорого". Почему он решил, что Сергий возьмёт дорого? Почему допустил, чтобы игумен трудился на него целый день? Почему просто не поделился своим хлебом? (Даже не "поделился"; сказано, что сам он этого хлеба не мог есть.) Не указывает ли это, что сквозь воспитание и воздействие Преподобного в отдельных иноках прорывалось самое обычное, житейское до чёрствости и расчёта? Страец, приходивший к Сергию на исповедь, за душою и благочестием которого тот следит, считает правильным заплатить ему за труд целого дня негодным хлебом - плотник из села к нему и не притронулся бы. А Сергий, очевидно, выделяет деятельность духовную, водительскую,от житейских отношений. Скромность - качество его всегдашнее. Здесь блистательное его проявление.
Другой рассказ связан тоже с бедностью монастыря, силою веры, терпением, сдержанностью самого Сергия рядом с большей слабостью некоторых из братии.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Пред.След.

Вернуться в Отдых

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
Детский сайт для родителей: статьи, раскраски, форум для родителей, досуг, развитие ребенка    Реклама на сайте : Создание сайта - "Абрамовский и Партнеры"