Литературная страничка

или о том, как мы расслабляемся!

Модератор: доктор

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Пт окт 19, 2018 08:11

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОБЩЕЖИТИЕ И ТЕРНИИ

За порядком в церкви наблюдал экклезиарх. ( Исполнение церковного устава. Вначале Студийский*, более простой, а теперь Иерусалимский, более торжественный: литургию совершали каждый день, т.к. священников было уже достаточно.) Меньшие должности: параэкклезиарх - содержал в чистоте церковь, канонарх - вёл клиросное послушание и хранил богослужебные книги.
*Монашеские уставы: первый, древнейший, Пахомия Великого - четвёртый век. До Пахомия монастырей вообще не существовало. Он первый создал монастыри в Европе и оставил им правило жизни. Затем идёт Василий Великий, епископ Кесарийский, автор дидактического труда о монашестве, так сказать, "теоретик", монашества и аскетизма. Более поздние уставы: Иерусалимский обители Саввы Освящённого - шестой век. Константинопольский Фёдора Студита, или Студийский, - девятый век. Студийский монастырь славился святостью подвижников и ревностью их к православию во время иконоборства. Студийский устав был заимствован и русскими монастырями - его ввёл первый преп. Феодосий Печёрский у себя в Лавре, затем Преп. Сергий в своём монастыре. Известен ещё Афонский устав или Святые Горы - десятый век.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Ср окт 24, 2018 06:15

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОБЩЕЖИТИЕ И ТЕРНИИ

Порядок жизни в келиях остался прежний: молитва и работа. Как обычно, Сергий первым подавал пример. Мы видели уже, как крестьянин застал его в огороде. Кроме того - шил обувь, и одежду братии. Готовил кануны - особый вид кутьи. Нигде не говорится, что он переписывал книги, занимался иконописью. Это подтверждает, что книжным человеком Преподобный не был никогда. Сергий - плотник, огородник, пекарь, водонос, портной и не художник, не "списатель". А в монастыре именно явились и иконописцы, и "списатели". Племянник Сергия Феодор, в юности постриженный, овладел иконописью в Лавре. И есть мнение, что искусство иконописи перенесено оттуда в Андронников монастырь в Москве, где жил знаменитый Андрей Рублёв.
"Списание книжное" в Лавре процветало. В ризнице осталось много книг и оплетённых в кожу рукописей того времени. Например, Евангелие преподобного Никона, Служебник, писанный его же рукой в 1381 г. на пергаменте, "Поучения Аввы Дорофея", 1416 года - "рукою многогрешного инока Антония", "Лествица" 1411 года, "списанная рукою грубого и худого, странного, последнего во иноцех, смиренного многыми грехи Варлаама". И многие другие, некоторые с удивительными заставками в красках и с золотом - пример, Псалтырь, писаная при игумене Никоне.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Сб окт 27, 2018 08:17

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОБЩЕЖИТИЕ И ТЕРНИИ

Так жили и трудились в монастыре Сергия, теперь уже прославленном, с проложенными к нему дорогами, где можно было и остановиться, и пробыть некоторое время - простым людям, или князю. Странноприимство ведь традиция давнишняя самого Преподобного, вынесенная ещё из мира, от родителей. А теперь она давала повод правильно тратить избытки накоплявшиеся. Считают вероятным, что первая лаврская богадельня возникла при Сергии. Во всяком случае - он зачинатель монастырской благотворительности. А она возможна только при общежитии.
Однако , мы уже говорили, в этой чинной и спокойной общине не всё шло гладко. Не все в братии были святые, как игумен Сергий. В сущности, с первых шагов "пустынной " жизни Преподобный жил именно с людьми, хотя и в облике монашеском. Ушёл же некогда от него брат Стефан. Другие угрожали, что уйдут, когда бывало голодно в обители. Третьи ушли при введении общежития. Были недовольные и из оставшихся. Какая-то глухая борьба шла. Она и объясняет то тяжёлое событие, которое произошло в монастыре.
Мы ничего не знаем ясно о "трениях" из-за общежития. Ни Епифаний, ни летопись ничего не говорят об этом - может быть, Епифаний и нарочно пропускает: легче говорить о светлом, чем о "слишком человеческом". И рассказ о происшедшем не вполне подготовлен, слишком внезапно всплывает с фона неразработанного.

P.S. Странноприи́мство — 1) принимание странников вообще; деятельность, связанная с приниманием странников; 2) предоставление крова, питания, содержания странствующим служителям Господа, во славу Божью (апостолам, проповедникам, учителям, богомольцам-паломникам и т. д.).
В отличие от предпринимательства, связанного с содержанием гостиниц, платных приютов, постоялых дворов, бескорыстное, гостеприимное услужение странникам подразумевает и обнаруживает любовь к людям, а если оно совершается на основе веры — то и любовь к Богу.
Информация сайта https://azbyka.ru/strannopriimstvo
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Чт ноя 01, 2018 09:16

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОБЩЕЖИТИЕ И ТЕРНИИ

Связан он опять со Стефаном.
Раз на вечерне - Преподобный Сергий сам служил её, был в алтаре - Стефан, любитель пения, стоял на клиросе. Преподобный услыхал голос брата, обращённый к канонарху.
- Кто тебе дал эту книгу?
- Игумен.
На это Стефан резко, в раздражении:
- Кто здесь игумен? Не я ли первый основал это место?
И в таком роде далее ("И ина некая изрек, их же не лепо бе".) Что именно "не лепо бе", нам неизвестно.
Дослужив службу, преподобный вернулся в келию. Он вышел из монастыря и пешком двинулся по пути в Кинеллу, никому ни слова не сказал. Оставлял обитель, им основанную, чуть не собственноручно выстроенную, где провёл столько святых лет, - из-за резких слов собственного брата? Это разумеется, не так. Мы знаем ясность и спокойствие Сергия. Поступок "нервный", вызванный внезапным, острым впечатлением, совсем не идёт Сергию - не только как святому, смиренно бравшему от Даниила гнилой хлеб, но и характеру его человеческому, далёкому от неожиданных, порывистых движений. Конечно, случай в церкви - лишь последняя черта. Конечно, Сергий давно чувствовал, что им недовольны некоторые, не один Стефан, за общежитие, за подвиг трудной жизни, куда он звал. И что надо что-то сделать.

С точки зрения обыденной он совершил шаг загадочный. Игумен, настоятель и "водитель душ", как будто отступил. Оставил пост. Оставил и водительство. Трудно представить на его месте, например Феодосия Печерского. Конечно, он смирил бы недовольных. Нельзя думать, чтобы и у католиков произошло подобное. Виновных наказали бы, а игумен, ставленный самим архиепископом, никак не бросил бы монастыря.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Вт ноя 06, 2018 08:16

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОБЩЕЖИТИЕ И ТЕРНИИ

Но русский смиренный и "убогий" старичок, которого и крестьянин-то приезжий не хотел признавать игуменом, в хмурый вечер вышел с палкою из Лавры, мерил старческими, но выносливыми плотницкими ногами к Махрищскому монастырю дебри Радонежа. Никому он не сдавался, ни перед кем не отступал. Как можем мы знать его чувства, мнения? Мы можем лишь почтительно предполагать: так сказал внутренний голос. Ничего внешнего, формального. Ясная, святая вера, что "так будет лучше". Чище. Если зажглись страсти, кто-то мне завидует, считает, что ему надо занять место моё, то пусть уж я уйду, не соблазняю и не разжигаю. Если меня любят, то любовь своё возьмёт - пусть медленно. Если Бог так мне повелевает, значит, Он уже знает - нечего раздумывать.
И вот глухая ночь застала на пути - молитва в лесу, краткий сон. Разве боялся святой Сергий леса этого - пустынник, друг медведей? А наутро, как и некогда перед епископом в Переяславле-Залесском, забрызганный и запыленный, он у врат Махрищской обители. Её игумен-основатель, постриженник Киево-Печерской Лавры и друг Преподобного, Стефан, узнав, что Сергий посетил его, велел ударить в било и со всей братией вышел. Они кланяются до земли друг другу, ни один не хочет подыматься первый. Но Сергию пришлось уступить. И он встаёт, благословляет, - дорогой, почётный гость в монастыре.

P.S. Би́ло (звонило, сторожевая доска или плита) — деревянная или металлическая доска (брус), по которой ударяли молотком (палкой). В древности это был бытовой и сигнальный музыкальный инструмент; в дальнейшем им пользовались, главным образом, вместо церковного колокола[1]. Википедия.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Вс ноя 11, 2018 20:54

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОБЩЕЖИТИЕ И ТЕРНИИ

Он остаётся у Стефана некоторое время. А затем с монахом Симоном, опять пешком, опять лесами, трогается в новые края для основания новой пустыни. Он и нашёл их, на реке Киржач. Там Преподобный Сергий поселился.
Но недолго пробыл в одиночестве. Разумеется, произошло смятение на Маковице. Большинство было огорчено - глубоко. Отправились за Преподобным. В Махрищском монастыре один из иноков узнал, что Сергий ушёл дальше. Он вернулся в Лавру, рассказал об этом. И мало-помалу на Киржач стали пробираться преданные Сергию. Так было с ним всегда: любовь, почтение и поклонение к нему влекли. Он никого не приневоливал. Но если и хотел, не мог уйти от подлинной своей славы - чистой и духовной. Нигде в лесах один остаться он не мог, хотя всегда искал уединения, всегда отказывался властвовать и более всего молился и учил, работал.
Он взялся за топор и на Киржаче. Помогал монахам строить келии, копал колодезь, просил митрополита Алексия поставить церковь - и поставил. Помогали в этом и со стороны, конечно, присылали подаяния. Ввёл общежительный устав и здесь.
Но этим дело всё-таки не кончились. В Лавре не мирились с тем, что его нет. Старцы отправились к митрополиту, прося о воздействии. Может быть, и его уход изобразили не совсем точно, смягчили. Всё же очевидно, что без Сергия им было неприятно. Митрополиту это тоже мало нравилась. И он отправил двух архимандритов, Павла и Терентия, с увещанием к Сергию. Вероятно, это был полусовет, полуприказ. Возник из-за просьбы братии. Как ничего внешнего в уходе Сергия, так же свободно, в сущности, и возвращение. Сергий пробыл на Киржаче 3-4 года.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Ср ноя 14, 2018 21:33

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОБЩЕЖИТИЕ И ТЕРНИИ

Митрополит мог бы давно силой возвратить его оттуда. Этого не случилось. Оба ждали чтоб назрело время, разрешили жизненную трудность в духе вольности и любви. Правда, Алексий предлагал Сергию удалить недовольных общежитием. Но к этому не прибегали. Это не стиль Сергия. Ведь если бы он захотел, гораздо раньше мог бы сделать это, - Алексий глубоко чтил его.
Киржачский монастырь был освящён и назван Благовещенским. Митрополит прислал церковную утварь, рукоположил в "строители" ученика Сергия - Романа.
А Сергий возвратился в Лавру. Епифаний вновь подробно, как бы очевидцем описал нам это возвращение. "Умилительно было видеть, как, одни со слезами радости, другие со слезами раскаяния, ученики бросились к ногам святого старца: одни целовали его руки, другие - ноги, третьи - самую одежду его; иные, как малые дети, забегали вперёд, чтобы полюбоваться на своего желанного авву, и крестились от радости; со всех сторон слышались возглашения: Слава Тебе, Боже, обо всех промышляющий! Слава Тебе, Господи, что сподобил Ты нас, осиротевших было, вновь увидеть нашего отца..." И дальше в столь же патетическом тоне.
Если тут есть след и собственного красноречия (к чему вообще склонен Епифаний), то, несомненно, возвращение святого,чистого и знаменитого игумена в обитель, им основанную, им прославленную, игумена, ни за что обиженного, не могло и не взволновать. В общем - сцену эту мы прекрасно видим.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Пн ноя 19, 2018 12:24

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ОБЩЕЖИТИЕ И ТЕРНИИ

Стефан тут не присутствует. Был ли он в Москве, в своём монастыре Богоявленском? Неизвестно. Знаем лишь, что после смерти Сергия он снова в Лавре. От него знал Епифаний и о детстве Преподобного.
Сергий победил - просто и тихо, без насилия, как и всё делал в жизни. Не напрасно слушался голоса, четыре года назад сказавшего: "Уйди". Победа пришла не так скоро. Но была полна. Действовал он тут не как начальник, как святой. И достиг высшего. Ещё вознёс, ещё освятил облик свой, ещё вознёс и само православие, предпочтя внешней дисциплине - свободу и любовь.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ и ЦЕРКОВЬ

История ухода Преподобного подводит к отношениям его с Церковью, его месту в православии.
Можно так вкратце определить положение Церкви времён Сергия: мир в идеях, действенность в политике.
Идейных разномыслий мало. Стригольники не сильны. Раскол, жидовствующие, Иосиф Волоколамский, Никон и старообрядцы - всё придёт позднее. Не от кого защищаться, не на кого нападать. Но есть русские князья и есть татары, есть вообще Россия, едва держащаяся, чуть не поглощаемая. И национальная задача - отстоять её. Борьба за государство. Церковь вмешана в неё глубоко.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Пт ноя 23, 2018 19:43

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ и ЦЕРКОВЬ

Два митрополита, оба замечательные, наполняют век: Пётр и Алексий. Игумен Ратский Пётр, волынец родом, первый митрополит русский, основавшийся на севере - сначала во Владимире, потом в Москве. Пётр первый благословил Москву. За неё, в сущности, положил всю жизнь. Это он ездит в Орду, добывает от Узбека охранительную грамоту для духовенства, непрерывно помогает князю, закладывает с ним в 1325 г. первую каменную церковь, гордость нашего Кремля - Успенский собор. Архангельский с гробницами царей, монастырь Спаса на Бору (единственные каменные стены, уцелевшие с тех пор) - всё нас подводит к легендарному палладиуму Москвы - св. митрополиту Петру, тоже "собирателю", борцу, политику, миссионеру и целителю, судье и дипломату. Пётр не видал ещё свободы. На своих крепких и первосвятительских плечах он вынес самые тяжёлые, предрассветные времена родины. Но не погнулся, не поддался.
Митрополит Алексий - из сановного, старинного боярства города Чернигова. Отцы его и деды разделяли с князем труд по управлению и обороне государства. На кафедре митрополита Всероссийского Алексий шёл воинственным воинственным путём, это "ecclesia militans" (воинствующая церковь), преемственный советник трёх князей Московских, руководитель Думы, дипломат в Орде и ублажитель ханов, суровый и высокопросвещённый пастырь, карающий, грозящий отлучением, если надо. На иконах их изображают рядом: Пётр, Алексий, в белых клобуках; потемневшие от времени лица, узкие и длинные, седые бороды... Два неустанных создателя и труженика, два "заступника" и "покровителя" Москвы.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Пн ноя 26, 2018 18:55

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ и ЦЕРКОВЬ

Преподобный Сергий при Петре был ещё мальчиком, с Алексием он прожил много лет в согласии и дружбе. Но святой Сергий был пустынник и "молитвенник", любитель леса, тишины - его жизненный путь иной. Ему ли, с детства отошедшего от злобы мира сего, жить при дворе, в Москве, властвовать, иногда вести интриги, назначать, смещать, грозить! Нет, он послушный сын Церкви, но не генерал её. Очарованье православия - не полководец. Святой, но не хранитель догматов. Митрополит Алексий часто приезжает в его Лавру - может быть, и отдохнуть с тихим человеком от борьбы, волнений и политики. А Сергий не имеет ни малейшей склонности к Москве. Он никуда не ездит, только ходит, но туда лишь, куда вызывают или если обстоятельства велят.
Замечателен один его вызов - митрополитом Алексием.
Алексий чувствовал себя тогда уже стареющим и слабым - размышлял, кому передать кафедру по смерти. Некогда Феогност заранее наметил и его себе на смену. Но теперь положение сложнее: великий князь Дмитрий очень хотел возвести в митрополиты новоспасского архимандрита Михаила (его прозвали почему-то Митяем). Алексий этого не одобрил. Говорил: "Митяй ещё недавний монах, надобно ему запастись духовным опытом и потрудиться в монашестве".
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Вс дек 02, 2018 09:57

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ и ЦЕРКОВЬ

Без одобрения патриарха он Митяя благословить не хотел. При этом один митрополит - Киприан - для Западной Руси уж был, его поставили по желанию литовских князей. После Алексия он должен был стать всероссийским, жить в Москве. Но его не хотел великий князь, Митяй считался гордым и самонадеянным. Алексий, вероятно, чувствовал,что недостоин он занять кафедру святого Петра. Киприан не подходил великому князю - тот хотел верного и знакомого человека. Да Киприан считался и врагом Алексия.
Зная чистоту, святость, славу Сергия, Алексий его выбрал.
Когда явился Сергий, то Алексий велел принести золотой "парамандный" крест митрополичий, с драгоценными камнями. Отдал его Преподобному. Но святой просто ответил:
- От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете.
- Знаю, - ответил митрополит, - всегда ты жил так. но теперь покажи послушание, прими от меня этот крест.
И сам надел его на Сергия, "как бы в знак обручения святительского сана". Объяснил, что Киприану он не может доверять, а его, Сергия, прочит на своё место. И это одобряют все, от простых людей до князя.Сначала он получит сан епископа, а затем митрополита.

Параман (греч. - добавление к мантии) - принадлежность облачения монаха малой схимы: небольшой четырёхугольный плат с изображением креста."В древности у архиереев, кроме парамана монашеского, который носили по рубашке, был ещё параман служебный, который при богослужении и надевался ими на стихарь или подризник. Этот параман и разумеется в нашем случае" (Голубинский).
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Чт дек 06, 2018 21:19

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ и ЦЕРКОВЬ

Из предыдущей жизни Сергия мы знаем, что хотел он только уйти из родительского дома в лес и быть постриженным в монахи. Игумена Митрофана, старичка постригавшего юношу на безвестный подвиг, он позвал некогда сам. Епископ Афанасий возводил его в игумены после великого сопротивленья. Но прославленный митрополит Алексий, его личный друг, Кремль, золотой крест в драгоценностях и сан митрополита - здесь поседелый, скромный, но опытный уже Сергий проявил такую твёрдость, что сломить её не удалось Алексию. Он отказался наотрез. В конце беседы сказал другу и начальнику:
- Если не хочешь отгонять моей нищеты от своей святыни, то не говори больше об этом. Не позволяй и другим побуждать меня, невозможно найти во мне то,чего желаешь ты.
Сергий уходил уже однажды на Киржач. И теперь мог взять посох, на шестом десятке лет так же спокойно и не говоря ни слова тронуться в далёкие леса. Алексий понял это. Не настаивал и отпустил. Так было лучше. Сергий лучше всякого другого знал себя, мог делать только то, к чему был призван. И, как всегда, внутреннему голосу больше всего придавал цены.
Он никогда не восставал на Церковь и глубоко почитал иерархию. Но убедил Алексия, что и для Церкви лучше, если он будет делать своё дело.
Так что свою церковную "карьеру" он пресёк. Спокойно удалился от того, чего другие добивались так усердно.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Re: Литературная страничка

Сообщение доктор » Пн дек 10, 2018 17:39

РЕКА ВРЕМЁН от АФОНА до ОПТИНОЙ пустыни
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Б.К.Зайцев, серия "Русская литература", издательство "ДАРЪ", Москва, 2007

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ и ЦЕРКОВЬ

И только выиграл на этом. Когда Алексий умер (1378г.), началась десятилетняя борьба за митрополичью кафедру. Действующие лица её: Митяй, епископ Дионисий, Киприан, архимандрит Пимен. Это печальные страницы Церкви. Русские показывают себя здесь не лучше греков, греки в патриарших канцеляриях открыто продают митрополию. Ярче, интереснее других всё же Митяй, бурный и "дерзкий" духовник великого князя Димитрия, а затем условно князем же (до утверждения патриархом) "назначенный" митрополитом. Его фигура не совсем ясна и необычна. Никонова летопись клеймит его (на митрополичьем дворе "незнаемо здея страшно некако и необычно"), другие думают, что, наоборот, архимандрит Михаил был человек больших талантов и пытался обновить Церковь.
Как бы то ни было, все претенденты, грызшие друг друга, всячески старались привлечь к себе Сергия - его авторитет моральный. Сергий был против Митяя - в этом следовал Алексию и всему складу образа собственного: был ли Митяй просто великим честолюбцем или же и даровитым реформатором, во всяком случае, духу Сергиевой простоты и скромности никак не отвечал. Сергий обновлял свой монастырь любовью, миром. А Митяй наказывал не только архимандритов, но и епископов. На Дионисия Суздальского кричал: "Я спорю твои скрижали". Такому нарву у монахов вряд ли Преподобный мог сочувствовать.
я.
доктор
Заслуженная мама
 
Сообщения: 4395
Зарегистрирован: Вс мар 30, 2008 00:22

Пред.

Вернуться в Отдых

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
Детский сайт для родителей: статьи, раскраски, форум для родителей, досуг, развитие ребенка    Реклама на сайте : Создание сайта - "Абрамовский и Партнеры"